Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

О домре, о моих учениках.

О домре, о моих учениках.

Четверо воспитанников нашего учреждения продолжают успешно обучаться в Детской музыкальной школе № 1. Трое из них, Шейнов Даниил, Баберина Светлана и Гусева Альбина обучаются в классе домры (преподаватель: Горбунова Татьяна Сергеевна). У всех детей разные способности, но все они стараются.

18 марта 2010 г. Состоялся сольный концерт учащейся музыкальной школы и нашей воспитанницы Гусевой Альбины, исполнив 8 произведений русских и советских композиторов. Несмотря на то, что она обучается только в первом классе музыкальной школы, Альбина сделала большой шаг в освоении игры на домре.

В наше время домра популярный инструмент во всём мире. Даже исполнители современной популярной музыки вводят в состав своих коллективов этот национальный инструмент.

А какова же история домры? Но были времена, когда этот инструмент был предан забвению. И возможно сейчас о нём никто и не знал. Но благодаря Василию Васильевичу Андрееву, который занимался усовершенствованием великорусских народных инструментов, домра получила своё второе рождение.

Стояло прохладное туманное утро сентября 1654 года. Москва только проснулась. Ударили в колокола, сначала с «Ивана Великого», потом подал голос «Василий Блаженный». Звоны его мягче, но слышно было так же далеко. С золоченых крестов слетела стая ворон и галок, закружившись черной тучей...

Процессия монахов двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Из-под соломы виднелись то резной завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузовка. Все это, немилосердно брякая и скрипя, с грохотом двигалось по направлению к деревянному мосту. Крестились встречные прохожие. Обоз, миновав мост и оказавшись в Замоскворечье, свернул налево. Путь его лежал к пустырям и болотам теперешнего Нагатина.

Наконец шествие остановилось. Монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры и гусли, рожки и свирели, бубны и трещотки... Гора инструментов росла. Потом все это подожгли. Поднялся столб дыма и пламени. Куча занялась вся сразу. Сухая древесина горела с гулом. Не прошло и часу, как все то, из чего умелые руки могли извлечь множество звуков — то печальных, то веселых, — превратилось в золу и тлеющие угли.

Еще «Домострой» считал игру на музыкальных инструментах «грехом равным пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина, только церковную музыку надлежало ему слушать и петь.

Средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть. «Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали... А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать — править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.) Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты были, как мы сегодня говорим, профессионалами, они своей игрой, плясками и песнями зарабатывали на жизнь. Скоморохи ходили по деревням и городам и показывали представления с песнями и музыкой. Очень часто их остроумные куплеты носили антицерковный характер. Они высмеивали глупых попов, жадных купцов и спесивых бояр. Запрещение скоморохам играть и разрешение жителям «высылать из селений начинающих играть насильно» встречаются в восьми царских грамотах от 1470 года по 1555-й.

Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь «бесовские инструменты» отбирали на улицах, в домах, кабаках, словом, везде, где на них могли играть, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками, может быть, уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.

Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь спасла и инструменты, и традиции исполнительства на них от полного забвения. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.

Мир, в котором мы живем, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипов до ударов прибоя и раскатов грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Но между этим звуковым многообразием и музыкой огромная пропасть, потому что звуки сами по себе — еще не музыка. И когда человек начал воспроизводить их, приманивая птиц и животных, это тоже еще не была музыка.

Человек должен был научиться определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка. Но происхождение музыки — очень сложная и во многом еще неясная проблема, существуют разные гипотезы, выдвинутые учеными.

Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к XIII тысячелетию до нашей эры. Музыканты-ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура». Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Кстати, в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. А у народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин — чунгури и пандури, у южных славян — танбура, у украинцев — бандура, у туркменов — дутар, у монголов — домбур, у киргизов и татар — думра, у остяков — домбра, у калмыков — домр. Оказывается, у скромной русской домры огромная родня!

Домра же на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, демократическим. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость (играли на домре всегда плектром — косточкой или перышком), богатые художественные и технические возможности — все это особенно пришлось по душе вездесущим скоморохам. «Рад скомрах о своих домрах», — гласит старая пословица. Домра в те времена звучала всюду: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и в минуты грусти. Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? Вот почему так ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства. «Где появятся домры, сурны и гусли, — гласит царский указ XV века, — то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того богомерзкого дела не отстанут — велеть бить батоги». Понятно теперь, почему домра в ближайшие к нашему времени века совсем исчезла и о ней не сохранилось почти никаких сведений.

Тем не менее в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева, как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Правда, впоследствии было доказано, что так называемая «вятская домра» оказалась все-таки не домрой, а балалайкой с круглым корпусом. Но благодаря такой «ошибке» Андреев вплотную приступил к осуществлению своей давней мечты.

Именно по этому вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, ставшая с того времени опять основным, ведущим инструментом русских народных оркестров.

  1. Ю. Васильев А. Широков "Рассказы о русских народных инструментах", Москва "Советский композитор", 1986

В наше время домра известный и распространенный музыкальный инструмент, как в России, так и за рубежом. В музыкальных учебных заведениях — детских музыкальных школах, училищах и консерваториях — имеются классы по обучению игре на домре. Широко известны имена лучших домристов-виртуозов, таких, как В. Яковлев, А. Цыганков и В. Круглов из Москвы, Т. Вольская из Свердловска, Б. Михеев из Харькова.

И руки тяеутся к перу, перо к бумаге

Между нами девочками

"И руки тянутся к перу, перо- к бумаге"

Иногда хочется выразить в словах многое и по-особенному. Но ведь это удел и способность поэтов. Стихи позволяют жить, чувствовать, любить. Они греют душу.

Не пренебрегайте детскими стихами,

Разрешите разговаривать им с Вами.

Не пугайтесь – комплексы пустые!

Разве не были Вы тоже молодые?

«И руки тянутся к перу, перо – к бумаге» - в этой книге собраны наши стихи, которые мы, дети, пишем искренне от всей души.

Когда мы решили создать эту книгу я была выбрана главным редактором, а художниками-оформителями – Субцельная Нина (выпускница нашего дома) и Шилова Кристина, которая проживает в нашем доме и по сей день. В этой книге собраны стихи и о любви, и о дружбе, о воспитателях и конечно же о нашем доме.

Мы пишем обо всём, чем болеет наша душа. Очень приятно брать в руки эту книгу и перечитывать её снова и снова, ведь в ней сохранены стихи наших выпускниц. И просто приятно осознавать то, что мы не просто живём, учимся, а ещё творчески продвигаемся.

В этом рассказе я представляю вам одно из своих новых стихотворений . Пусть я не поэт, но выразить то, что я чувствую у меня получилось.

В этом стихотворении говорится, о том, что я расстаюсь с молодым человеком, о его лжи. Конечно я пишу не только когда мне плохо, я выражаю свои чувства, когда мне хочется, когда хорошо и когда плохо. Это делают и другие девчонки нашей группы. Надеюсь, что наши стихи вам понравятся. Мы ждём ваших отзывов.

Вика Алексеева

Зачем ждала,

Зачем страдала,

Зачем я только им дышала?

Зачем в глаза его глядя,

Я улетала в небеса?

Зачем поверила ему?

Он говорил: «Я не уйду».

Зачем он нежно целовал,

Ведь получилось он, мне лгал.

Но , что же сделать я смогу?!

Мне жаль, но я его люблю.

Зачем я этот стих пишу?

Всё просто, я к нему хочу!

© 2020 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.