Формирование у воспитанников отношения к себе, окружающим
Формирование у воспитанников отношения к себе, окружающим
Одной из важных характеристик личностного развития является положительное отношение к себе и к окружающему миру.
У ребенка, развитие которого протекает особенным образом и имеет ряд ограничений, очень много неуверенности и страхов. Таким детям трудно увидеть положительные стороны событий, правильно оценить происходящее. Они получают гораздо больше отрицательного опыта взаимодействия с окружающим миром, чем положительного, и потому особенно нуждаются в поддержке, одобрении их действий, систематическом обучении правильному поведению с людьми, терпении со стороны близких людей.
Отношения с педагогом для ребенка с трудностями развития являются особенно значимыми, так как ребенок ограничен в контактах.
Развитию положительного отношения к себе и поднятию самооценки ребенка способствуют:
– внимание и принятие его со стороны педагога;
– поручение ребенку «важных дел»;
– акцентирование внимания на достоинствах ребенка;
– поощрение и похвала в процессе деятельности;
– создание условий для оценки значимости его результатов другими;
– обучение опыту преодоления себя в трудных обстоятельствах.
Основанное на эмпатии (сопереживании) отношение педагога помогает ребенку обрести уверенность в своих силах, частично освобождает от страха и тревоги, дает опыт переживания безусловной любви и принятия, создает общий благоприятный фон для позитивного развития.
Кроме того, важно обращать внимание на достойное поведение ребенка и на то, что зависит от его усилий, правильного выбора. Это ситуации, в которых ребенок преодолевает себя, делает то, что ему объективно или субъективно трудно. Например, закончить начатое дело, сделать нелюбимое дело.
Поднятию самооценки ребенка способствуют также поощрение и похвала в процессе совместной деятельности педагога и ребенка. Взрослый должен помнить, что неуверенного в себе ребенка нельзя критиковать, нельзя говорить, что он сделал что-то плохо, если у него ослаблена мотивация и не сформированы умения. В то же время хвалить ребенка можно и за его действия в процессе работы, и за их результат. Искренняя похвала никогда не может повредить.
Приучение к тому, что обстоятельства не всегда соответствуют нашим потребностям, делают ребенка более защищенным. Если он получает опыт преодоления трудностей в ситуации, когда рядом есть любящий и понимающий его взрослый, ему будет легче в реальном столкновении с обстоятельствами жизни.
Опыт преодоления себя в разных обстоятельствах стабилизирует внутреннее состояние ребенка, расширяет границы, внутри которых ребенок может взаимодействовать с жизнью, создает условия для проявления активности.
Направленность внимания на ценные душевные качества ребенка (доброту, веселость, отзывчивость) позволяет ему чувствовать свое человеческое достоинство, несмотря на имеющиеся проблемы и трудности.
Воспитатель: Коротких Л.М.
Викторина
20 марта во всем мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году.
Леса дают нам свежий воздух, кислород, тень, продукты растительного и животного происхождения; они помогают накоплению влаги, противостоят разрушению почвы.
Леса являются местом отдыха горожан, они несут нам радость и вдохновение. Поэтому приходить в лес надо с любовью, а не вламываться на автомобилях и мотоциклах. Леса несут успокоение нашей нервной системе, нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Остановитесь у ствола высокого и раскидистого дерева – и вы услышите таинственную музыку шелестящей листвы.
Кроме ягод и грибов, уносите из леса приятные воспоминания и восхищение красотой и ничего больше. Не оставляйте там ничего, кроме следов ваших ног на лесных тропинках.
Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы викторины о лесе. Первых трех человек, правильно ответивших на все вопросы, ждут призы! Удачи!
■ Растение с твердым толстым стволом и кроной.
■ Одежда дерева.
■ Дерево — символ России.
■ Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит.
■ Дерево, из которого делают пианино.
■ Дерево, из которого делают спички.
■ Дерево медонос — это ...
■ Дерево, которое первым желтеет.
■ Тянется вверх из желудя.
■ Его листья похожи на детские ладошки.
■ Щеточкой растут короткие иголочки.
■ Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут.
■ Дерево, которое последним в году цветет.
■ В конце лета это растение дает вкусные, съедобные лесные орешки.
■ Колючее разлапистое дерево.
■ В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена.
■ Что можно определить по кольцам в стволе дерева?
Зав. Библиотекой Елена Владимировна.