Анализ сформированности личностных свойств и качеств у воспитанников
АНАЛИЗ
сформированности личностных свойств и качеств
у воспитанников ГОБОУ «Кандалакшский детский дом «Берег»
2014 – 2015 учебный год
Цель исследования: выявление динамикиразвития свойств и качеств у воспитанников.
Метод исследования: мониторинг, проведенный по СПМП картам.
Отслеживание личностного развития ведется с помощью карт воспитанности. Карты воспитанности — это документ, где перечислены качества личности, оцениваемые по пятибалльной шкале. По результирующим показателям можно судить об изменениях в личностном развитии воспитанников в тот или иной возрастной период. Все указанные в карте качества личности — это программа их воспитания. Определяется то, что следует воспитать у ребенка в первую очередь. Если тот или иной признак достаточно сформирован, то обращается внимание на другие. Карта воспитанности заполняется воспитателями, специалистами. Это позволяет педагогу видеть, как изменяется ребенок: в какой области развивается быстрее, где отстает. Воспитатель может объективно оценить, каковы результаты его собственной работы, точно наметить задачи и содержание воспитательной работы с группой и с каждым конкретным ребенком. Определяются задачи для педагога: что делать, на что обратить внимание, чтобы воспитать необходимое качество личности. Изучение уровня воспитанности ребенка — необходимое условие эффективного воспитания.
Среди воспитанников всех возрастных категорий Кандалакшского детского дома «Берег» в период с 25.04 – 06.05.2015 года проводилось мониторинговое исследование по изучению уровня воспитанности. В исследовании приняли участие 34 воспитанника детского дома.
Уровень воспитанности оценивался по следующим шести показателям:
- Я (отношение к себе, умение управлять своим поведением).
- Прилежание (отношение к учёбе);
- Трудолюбие (отношение к труду);
- Я и общество (отношение к общественным нормам и законам);
- Эстетический вкус (отношение к прекрасному);
6. Занятость воспитанников (получение доп. образования, участие в различных мероприятиях).
Анализ проведённого исследования позволил определить динамику воспитанности детей детского дома.
РЕЗУЛЬТАТгруппового блока №1. (группы № 1-2)
Всего воспитанников- 16
Участвовало в диагностике 15 человек. (Кроме:Сериков М.– адаптационный период)
ИМЕЮТ: 1. высокий уровень – 5 ч. (33%)
2. достаточный – 7ч. (47%).
3. низкий – 3 ч. (20%).
4. неудовлетворительный – 0
Сравнительный анализ с результатами прошлых лет.
ДИНАМИКА |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ |
92 % |
87% |
87% |
80 % |
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ |
8% |
13% |
13% |
20% |
В ходе исследования выявлено:
- положительная динамика развития личностных качеств наблюдается у 80% воспитанников, отрицательная – 20% . Положительныйрезультат снизился на 7%. Причина снижения –2 подростка с девиантным поведением поступили в 2014 г.
- в данной группе отсутствуют ребята с неудовлетворительным уровнем
РЕЗУЛЬТАТгруппового блока № 2. (группы 3-4)
Всего воспитанников - 12
Участвовало в диагностике –10 человек - девочки.(Кроме:Поликарпова К., Афанасьева В. .- адаптационный период)
ИМЕЮТ: 1. высокий уровень – 4 ч. (40 %).
2. достаточный – 5 ч. (50 %).
3. низкий уровень – 1 ч.(10 %)
4. неудовлетворительный – 0
Сравнительный анализ с результатами прошлых лет.
ДИНАМИКА |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ |
72% |
93% |
75% |
90% |
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ |
28% |
7% |
25% |
10% |
В ходе исследования детей II группового блока выявлено:
- положительная динамика развития личностных свойств и качеств наблюдается у 90% воспитанников, отрицательная –10%. Результат повысился на 15% в сравнении с 2014 годом. Количество воспитанников, имеющих низкий уровень, составляет 1 подросток (в 2014 г.-3), в настоящий момент проживает самостоятельно в связи с совершеннолетием.
Выявленные результаты показывают, что в данной группе нет детей с неудовлетворительным уровнем.
Воспитанники данной группы, проживающие в детском доме 3 и более лет, имеют стабильно положительную динамику воспитанности.
РЕЗУЛЬТАТгруппового блока № 3. (группы 5-6)
Всего воспитанников - 11
Участвовало в диагностике – 9 человек
(кроме:Аржанов А.-ребенок-инвалид, Абакумов А.– дошкольник)
ИМЕЮТ: 1. высокий уровень – 3 (33%)
2. достаточный –4ч. (45%)
3. низкий – 2 ч. (22%)
4. неудовлетворительный – 0
Сравнительный анализ с результатами прошлого года.
ДИНАМИКА |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ |
85% |
67 % |
88% |
78% |
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ |
15% |
33 % |
12% |
22% |
В ходе исследования детей III группового блока выявлено:
- положительная динамика развития личностных свойств и качеств наблюдается у 78% воспитанников, отрицательная – 22%. Результат снизился на 10 % в сравнении с 2014 годом. Количество воспитанников, имеющих низкий уровень - 2 подростка (в 2014г.-1). Из них: один ребенок с неуравновешенной психикой, второй проживает в детском доме 1 год.
- выявленные результаты показывают отсутствие в данном групповом блоке воспитанников с неудовлетворительным уровнем развития.
ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ.
В диагностике участвовало 34 воспитанников детского дома.
ИМЕЮТ: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 12 ч.(35 %).
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ –16 ч.(47 %)
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ –6 ч. (17 %).
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ –0
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С РЕЗУЛЬТАТАМИ предыдущих лет.
ДИНАМИКА |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ |
82% |
82% |
83% |
82% |
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ |
18% |
18 % |
17% |
18% |
ВЫВОДЫ:
1.По результатам изучения уровня воспитанности в детском доме установлено, что в целом наблюдается стабильная положительная динамика (82%) и превалирует достаточный уровень.
2. Воспитательный процесс этого года можно считать эффективным.
Результаты мониторинга показали, что в следующем 2015 - 2016 году необходимо:
· больше внимания уделять развитию у воспитанников таких личностных качеств как вежливость, трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям;
· планировать мероприятия, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия;
· продолжить дальнейшую работу по активизации просветительской деятельности по формированию у воспитанников стремления к здоровому образу жизни;
· с целью предупреждения правонарушений воспитанников педагогам необходимо систематически планировать организацию свободного времени детей, следить за занятостью детей дополнительным образованием.
Июнь 2015 г.
Педагог-психолог А.И. Плахтий