Вчера, сегодня, завтра
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии
Воспитание детей в детском доме – это специально организованный педагогический процесс, направленный на преодоление негативных последствий, имеющихся дефектов и подготовки к самостоятельной жизни. Занятия с детьми строятся по тематическому планированию направленность этих занятий коррекционно-развивающая. Музыка в них, является тоже коррекционным средством, направленным на овладение детьми целого комплекса задач:
- Эмоциональное развитие, что является особенно важным, поскольку мир чувств детей с интеллектуальной недостаточностью беден в своих проявлениях, по сравнению с нормально развивающимся сверстником, в связи с этим в процессе занятий много внимания уделяется обучению детей правильно выражать свои чувства, при помощи мимики, жеста, умению понимать эмоции другого человека и адекватно реагировать на них;
- Закрепление представлений об окружающем;
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления;
- Совершенствование двигательной сферы.
- Знакомство с музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей, формирование творческих качеств.
1. Удовольствие от игры – «ХОЧУ»
2. Выполнять правила игры – «НАДО»
3. Творческое выполнение игровой задачи – «МОГУ»
Таким образом, складывается основной механизм игры – Хочу-надо-могу, влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Воздействие музыкального сопровождения в ходе занятия можно рассматривать в трёх аспектах:
1. Физиологический – взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психический функций;
2. Психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
3. Педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.
При подборе содержания занятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные психо-физические особенности детей. Взаимная согласованность музыки, изобразительного искусства и литературы, усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.