Посмотри на себя со стороны

 

«Конфликтные ситуации неизбежны,

но умный ищет выход из них,

а глупый — вход».

Ежедневно мы с вами встречаемся с самыми разными людьми, общаемся с ними, учимся, работаем… Ежедневно мы рассказываем им что-либо, высказываем свое мнение. Часто мы сталкиваемся с поступками людей, которые нам не нравятся; с высказываниями, которые кажутся нам неверными; с мнениями, которые мы не можем принять. Любая из этих ситуаций может спровоцировать конфликт.

Целью мероприятия было, актуализация личного опыта ребят, связанного использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации. Самоанализ стилей поведения в конфликте. Задача: определить понятия «конфликт», рассмотреть правила поведения в конфликте, самоанализ учащихся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

            В толковом словаре Ожегова мы можем увидеть следующее определение: Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор. В начале мероприятия девочкам предлагалось проделать упражнение, которое называлось «Рисунок вдвоём». Им нужно было разделиться на пары. Каждая пара получила лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоём, и так, чтобы оба партнёра держали его, нарисовать рисунок на свободную тему.

По окончанию данного упражнения можно сделать вывод: каждая из воспитанницвела в этой ситуации себя по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовала сама, игнорируя партнёра, кто-то пытался угадать намерения партнёра и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это происходило так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному в зависимости от выбранного стиля поведения.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, мнениями и вкусами. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Следующие упражнение называлось «Кулак». В этом упражнение снова надо было разделиться на пары, но желательно, чтобы они не совпадали с парами, работавшими над упражнением «Рисунок вдвоём». Одна из девочек должна была сжать правую руку в кулак. Задача второй – разжать кулак партнёра любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении 3 минут участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат.                                            Основные способы поведения в конфликте: конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество, активность, ориентация на себя – ориентация на другого. Удалось ли разжать кулак своей соседки? Как вы этого добились? Какими способами? (Ответы детей).

Каждая вела себя по-разному, чтобы добиться своей цели: кто-то просил, кто-то угрожал, кто-то пытался договориться и т.д. Варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов и шантажа до соревнования. И никто из вас не задумывался, как вы при этом выглядите со стороны.

Если возникает непонимание, напомнить этические правила и разъяснить, почему появляются разногласия в ситуациях и как выйти из создавшегося положения. Надо помнить, что здравый смысл, чувство красоты, меры, вежливости, скромности, а главное, искренняя благожелательность по отношению ко всем людям – вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо правилами этикета.

       Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации». 

  1. 1.При возникшем конфликте сохраняйте спокойствие и дайте возможность оппоненту высказаться. Не перебивайте и не комментируйте его высказывания. Терпеливо выслушайте все его претензии и заявления. После этого спадет внутреннее напряжение обоих участников, и можно переходить к следующей стадии.
  2. 2.Попросите собеседника обосновать претензии. После того как он выплеснул эмоции, он готов к продуктивному диалогу, и вам осталось его подтолкнуть к этому. Только не позволяйте оппоненту снова переходить на эмоции, тактично направляйте его на разговор, по существу.
  3. 3.Разрядите обстановку - вызовите у человека положительные эмоции. Если ваш оппонент женщина, сделайте ей искренний комплимент. Можно рассказать уместный анекдот или напомнить собеседнику о прежних хороших отношениях.
  4. 4.Не обостряйте обстановку своей отрицательной оценкой ситуации, лучше упомяните о своих чувствах. Скажите, что расстроены произошедшим. Таким образом, вы дадите понять, что участников конфликта - двое, и кроме точки зрения оппонента может существовать и другая.
  5. 5.Старайтесь совместными усилиями обозначить проблему спора и конечный результат его решения. Нередко бывает так, что двое людей по-разному видят суть одной и той же проблемы. Придите к единому пониманию и найдите общие пути выхода из данной ситуации.
  6. 6.Во время беседы дайте оппоненту возможность почувствовать ваше уважение. При оценке ситуации используйте в качестве критерия действия, а не личность человека. Подчеркнуть внимание к его персоне можно с помощью фраз: «Есть ли у вас другая точка зрения», «Давайте уточним, правильно ли мы понимаем друг друга». Такое подчеркнуто уважительное отношение уменьшит его агрессию.
  7. 7.Не бойтесь извиниться, если вы не правы. Признание ошибок - это не проявление слабости. Напротив, на извинения способны умные и зрелые люди.
  8. 8.Как бы ни разрешился конфликт, сохраните отношения. Ситуация меняется, а люди остаются. Несмотря на возникшие разногласия, выскажите надежду на дальнейшие хорошие отношения.

Т.А. Павлова, воспитатель