Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Посмотри на себя со стороны

 

«Конфликтные ситуации неизбежны,

но умный ищет выход из них,

а глупый — вход».

Ежедневно мы с вами встречаемся с самыми разными людьми, общаемся с ними, учимся, работаем… Ежедневно мы рассказываем им что-либо, высказываем свое мнение. Часто мы сталкиваемся с поступками людей, которые нам не нравятся; с высказываниями, которые кажутся нам неверными; с мнениями, которые мы не можем принять. Любая из этих ситуаций может спровоцировать конфликт.

Целью мероприятия было, актуализация личного опыта ребят, связанного использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации. Самоанализ стилей поведения в конфликте. Задача: определить понятия «конфликт», рассмотреть правила поведения в конфликте, самоанализ учащихся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

            В толковом словаре Ожегова мы можем увидеть следующее определение: Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор. В начале мероприятия девочкам предлагалось проделать упражнение, которое называлось «Рисунок вдвоём». Им нужно было разделиться на пары. Каждая пара получила лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоём, и так, чтобы оба партнёра держали его, нарисовать рисунок на свободную тему.

По окончанию данного упражнения можно сделать вывод: каждая из воспитанницвела в этой ситуации себя по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовала сама, игнорируя партнёра, кто-то пытался угадать намерения партнёра и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это происходило так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному в зависимости от выбранного стиля поведения.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, мнениями и вкусами. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Следующие упражнение называлось «Кулак». В этом упражнение снова надо было разделиться на пары, но желательно, чтобы они не совпадали с парами, работавшими над упражнением «Рисунок вдвоём». Одна из девочек должна была сжать правую руку в кулак. Задача второй – разжать кулак партнёра любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении 3 минут участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат.                                            Основные способы поведения в конфликте: конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество, активность, ориентация на себя – ориентация на другого. Удалось ли разжать кулак своей соседки? Как вы этого добились? Какими способами? (Ответы детей).

Каждая вела себя по-разному, чтобы добиться своей цели: кто-то просил, кто-то угрожал, кто-то пытался договориться и т.д. Варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов и шантажа до соревнования. И никто из вас не задумывался, как вы при этом выглядите со стороны.

Если возникает непонимание, напомнить этические правила и разъяснить, почему появляются разногласия в ситуациях и как выйти из создавшегося положения. Надо помнить, что здравый смысл, чувство красоты, меры, вежливости, скромности, а главное, искренняя благожелательность по отношению ко всем людям – вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо правилами этикета.

       Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации». 

  1. 1.При возникшем конфликте сохраняйте спокойствие и дайте возможность оппоненту высказаться. Не перебивайте и не комментируйте его высказывания. Терпеливо выслушайте все его претензии и заявления. После этого спадет внутреннее напряжение обоих участников, и можно переходить к следующей стадии.
  2. 2.Попросите собеседника обосновать претензии. После того как он выплеснул эмоции, он готов к продуктивному диалогу, и вам осталось его подтолкнуть к этому. Только не позволяйте оппоненту снова переходить на эмоции, тактично направляйте его на разговор, по существу.
  3. 3.Разрядите обстановку - вызовите у человека положительные эмоции. Если ваш оппонент женщина, сделайте ей искренний комплимент. Можно рассказать уместный анекдот или напомнить собеседнику о прежних хороших отношениях.
  4. 4.Не обостряйте обстановку своей отрицательной оценкой ситуации, лучше упомяните о своих чувствах. Скажите, что расстроены произошедшим. Таким образом, вы дадите понять, что участников конфликта - двое, и кроме точки зрения оппонента может существовать и другая.
  5. 5.Старайтесь совместными усилиями обозначить проблему спора и конечный результат его решения. Нередко бывает так, что двое людей по-разному видят суть одной и той же проблемы. Придите к единому пониманию и найдите общие пути выхода из данной ситуации.
  6. 6.Во время беседы дайте оппоненту возможность почувствовать ваше уважение. При оценке ситуации используйте в качестве критерия действия, а не личность человека. Подчеркнуть внимание к его персоне можно с помощью фраз: «Есть ли у вас другая точка зрения», «Давайте уточним, правильно ли мы понимаем друг друга». Такое подчеркнуто уважительное отношение уменьшит его агрессию.
  7. 7.Не бойтесь извиниться, если вы не правы. Признание ошибок - это не проявление слабости. Напротив, на извинения способны умные и зрелые люди.
  8. 8.Как бы ни разрешился конфликт, сохраните отношения. Ситуация меняется, а люди остаются. Несмотря на возникшие разногласия, выскажите надежду на дальнейшие хорошие отношения.

Т.А. Павлова, воспитатель

© 2020 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.