Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Обучение детей с нарушением интеллекта

 

Чтоб достичь желаемых результатов в работе с умственно отсталыми детьми необходимо «… умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье …»

В. А. Сухомлинский

 

Умственная отсталость – это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся в результате патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции.

Сложности умственного развития – эта детская особенность все еще недостаточно изучена. Определяется она, как развитие психики на фоне повреждения центральной нервной системы. Чадо с умственной отсталостью не имеет навыков достаточного самоконтроля. Его взаимосвязи между эмоциями и мышлением нарушены. Есть проблемы с психическими процессами. А это – в том числе низкий уровень обучаемости и стремления к познанию.

Дети с нарушением интеллекта имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение направлено на социальную адаптацию и дальнейшее приспособление к условиям жизни в окружающей их социальной среде. Данная категория детей нуждается в специальных условиях получения образования. 

Основой в организации образовательного процесса с УО детьми является коррекционно-развивающий его характер. Следовательно, каждый урок направлен на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих:

 коррекция и развитие внимания;

коррекция и развитие связной устной и письменной речи;

коррекция и развитие памяти;

коррекция и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;

коррекция и развитие мелкой моторики рук;

коррекция и развитие мыслительной деятельности;

коррекция и развитие личностных качеств ребенка.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
  • IMG 20191007 115505 1IMG 20191106 131310IMG 20191112 142149IMG 20191112 143059

У ребенка с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Ввиду того, что у умственно отсталого ребенка нарушена познавательная деятельность, одной из основных проблем является сложная обучаемость:

- он не осознает себя учеником,

- ему сложно организовать свою учебную деятельность,

- у него низкий уровень работоспособности,

- информацию воспринимает медленно,

- объем и темп работы низкий;

- быстрая утомляемость;

- постоянно нуждается в наглядно-практической опоре, в четких и коротких инструкциях.

Поэтому в работе с умственно отсталым ребенком применяются следующие подходы: 

  • индивидуальный подход;
  • предотвращение наступления утомляемости;
  • активизация познавательной деятельности;
  • обогащение знаниями об окружающем мире;
  • проявление педагогического такта.

Рымарь Е.А., педагог-психолог

© 2020 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.