Коррекция нарушений ЭВС детей с ЗПР
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к взрослым и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей с озабоченностью можно отметить рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ЗПР осуществляется по программе «Северное сияние» и осуществляется двумя путями:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении.
В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.
Поскольку ребенок с задержкой психического развития не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением. Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть следующие:
- нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
- мнимая неспособность усвоить материал занятия;
- рассеянность, неумение сосредоточиться;
- неаккуратность, неряшливость;
- беспомощность.
Одним из важнейших средств коррекции эмоционально-волевой сферы у детей, является игра. Это средство, которое снимает неприятные или запретные для личности ребенка переживания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом.
Также с целью коррекции ЭВС у детей с ЗП можно использовать элементы арттерапии и музыкотерапии. Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Она призвана помочь ребенку научиться понимать себя, научиться жить в ладу с другими людьми, познавать окружающий мир и обретать уверенность в своих силах.
Рымарь Е.А., педагог-психолог